В Волгоградской области появится Семейный МФЦ
На Мамаевом Кургане провели экологическую акцию
В Москве пройдёт самая масштабная конференция в мире инфобизнеса "INSTAdium"
С 19 по 28 августа в Волгограде во второй раз пройдёт международный проект ДЕКАДА ПАБЛИК-АРТА «(Re)Inventing the Public: Apologia of the Void» / «(Из)Обретая публичное: апология пустоты». Проект организован Агентством культурных инициатив Волгоградской области (куратор проекта – Вальковский Антон) и менеджером Фонда им. Роберта Боша Барбарой Анной Бернсмайер. Куратор проекта Антон Вальковский рассказывает в нашем интервью, что ждет горожан в этот раз.
– Антон, расскажите, пожалуйста, фестиваль по паблик-арту в Волгограде проходит уже во второй раз. Каких целей удалось добиться в прошлом году, и какие ставите в этом? Были ли иногородние участники и планируются ли они в этом году? Ведется ли статистика посещения людьми ваших мероприятий?
– Да, за 2 года мы и правда, уже достигли определенных успехов. Во-первых, в Волгограде было создано сообщество молодых художников, которые получили возможность попробовать себя в области актуального искусства. В этом году мы не только станем свидетелями новых взаимодействий между художниками, но и откроем для себя ранее неизвестные имена.
Во-вторых, проект является единственной образовательной площадкой подобного рода в Волгограде. Совместная работа началась задолго до его реализации: в рамках подготовки к Декаде куратор и художники сообща проектировали свои индивидуальные и коллаборативные (совместные) произведения, проводили художественные исследования городских пространств, а также получали необходимые знания в области современного искусства и паблик-арта в формате лекций и воркшопов.
В-третьих, в ситуации практического полного отсутствия выставочных пространств в городе, работающих с молодыми авторами, Декада стала формой внеинституциональной самоорганизации художников. Она вернула Волгоград на карту современного российского искусства.
В-четвёртых, как и в прошлом году, мы выбрали в качестве площадки открытия недоступное и неактивное место – здание царицынской Водокачки, в надежде, что современное искусство может стать механизмом ревитализации и редевелопмента этого уникального архитектурного сооружения. Открытие Декады в пространстве Водокачки станет своеобразной апробацией того, каким это место может стать в будущем - центром притяжения местных сообществ, сценой для реализации музейных проектов и социокультурных инициатив, площадкой для проведения форумов и ивентов в области культуры и искусства, а также средой художественного осмысления потенциала пространства, его исторического и культурного контекста. Темы, предложенные художникам в этом году в качестве материала для творческого осмысления на Водокачке: Волга, экология, вода и ее очистка, история городских коммунальных служб, наследие царицынской архитектуры, неиспользуемые и неактивные городские пространства, городские легенды.
Какие цели мы ставим перед собой в этом году? Важно понимать, что проект также является исследовательским – каждый год мы выбираем ключевое понятие, которое, по нашему мнению, является характеристикой Волгограда и частью его идентичности. Мы ставим себе вопросы или формулируем гипотезы, которые и должны проверить наши художники во время самой Декады.
Проект является международным, потому что мы продолжаем сотрудничество с нашей коллегой и подругой Барбарой Анной Бернсмайер, которая и в этом году является соорганизатором Декады. Иностранных и иногородних гостей мы пока не можем себе позволить из-за размера нашего бюджета, а также потому, что Декада – это скорее образовательный проект и площадка для продвижения наших местных – волгоградских и волжских – художников.
Мы не ведем статистику посещения мероприятий, поскольку для нас важно не количество посетителей, а качество взаимодействия с ними. К тому же, не все наши проекты являются чисто зрительскими – некоторые из них имеют формат микроинтервенций, а некоторые работают с вполне конкретными сообществами, и их нельзя просто «посетить» или на них «посмотреть». Такой конфуз случился в прошлом году с одной журналисткой, которая пришла «посмотреть» проект Тамары Нечаевой, тогда как он предполагал полное соучастие.
– Что такое современное актуальное искусство? В каких формах можно донести его идеи? И как это будет сделано на форуме в этом году, ведь темы заявлены очень злободневные
– Мы понимаем паблик-арт как искусство, работающее с конкретным городским контекстом, либо же искусство, которое создает продуктивные изменения в городской среде (например, налаживает социальные связи или работает с местными сообществами).
Если мы говорим о Водокачке, то здесь мы хотели поработать с культурным и историческим наследием этого места. Но мы не просто создаем работы «на тему», а скорее пытаемся сделать опыт этого технического сооружения универсальным и создать художественные высказывания, с которыми зрители могли бы себя идентифицировать, и, таким образом, ощутить свою сопричастность с местом.
Если же говорить о других городских пространствах, то темы, которые мы затронем, будут достаточно злободневными и актуальными для нашего города. Пока не будем открывать всех секретов, чтобы всё получилось, но наши читатели могут следить за новостями и обновлениями в группах проекта в социальных сетях.
– Каким образом подбирается место для проведения фестиваля? Выбор локации для мероприятия служит также и способом определенного продвижения городской среды, приданием ей новых смыслов, а также позволяет лучше понять образ и дух города, узнать новые факты из его истории. Почему в прошлом году был Спиртзавод, а в этом - Водокачка?
– Каждый год мы выбираем неактивную и недоступную площадку для того, чтобы открыть её для города и сделать поистине публичной. И в прошлом году мы, действительно, начали этот процесс со Спиртзаводом: через несколько месяцев организаторы других культурных проектов по нашим следам провели свои мероприятия на пустующем Спиртзаводе в пространстве «Красного куба». Один из посетителей открытия сказал фразу, которые мы любим цитировать: «Из такой свалки, как эта, можно было бы сделать гигантское отхожее место. Или – космический корабль, как сделали вы».
Как и в случае со Спиртзаводом, наше партнерство с Водокачкой (ООО «Концессии водоснабжения») и лично с Анной Валерьевной Степновой, известной в нашем городе и далеко за ее пределами активистки, выстраивалось на обоюдном желании сотрудничества и движении с обеих сторон. Анна Валерьевна давно мечтает превратить Водокачку в музей, сделать это место доступным и открытым для горожан, местом притяжения городских сообществ. Для нас же поработать в этом месте стало интересной задачей и вызовом.
Но стоит оговориться, что Водокачка будет не единственной площадкой, на которой будут реализовываться проекты. Декада паблик-арта этого года также реализует миссию Агентства культурных инициатив по созданию межсекторных социокультурных проектов, объединяющих государственные и негосударственные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации. В этом году мы реализуем проекты в гостинице «СитиОтель», в Волгоградском Планетарии, в Выставочном зале им. Черноскутова в Волжском, а также в ТРК «Европа Сити Молл». Также побываем на 25м этаже здания, на палеолитической стоянке в Сухой Мечётке, в маршрутке. В некоторых проектах зрителям придется передвигаться по городу с картой, меняя локации.
Но мы никогда не начинаем проектировать произведения с пространства. Мы всегда начинаем размышлять над конкретной волгоградской проблематикой, а затем понимаем, какое место нам нужно для реализации того или иного проекта, чтобы высказывание прозвучало особенно мощно и в нужном контексте – будь то гостиница, торговый центр или другое учреждение культуры. Наши партнеры не участвуют в финансировании проектов, поэтому проекты не делаются по заказу и не цензурируются принимающей стороной.
Царицынская водокачка – основная площадка декады. Здесь будет ее открытие и закрытие, половина проектов декады сделаны специально под водокачку. С авторами проектов мы не просто смотрели по сторонам, считая клеточки на кафеле, мы обсуждали связанные с этим местом события городской истории, говорили о людях, работавших здесь, о самом здании.
Его история необычна. Построенное в 1890 г. как водокачка, здание пережило войну, было частично разрушено и восстановлено, по-видимому, тем же кирпичом, который удалось собрать на руинах разрушенной части. Для нас это двойной памятник – и первому городскому водопроводу, и мужеству коммунальщиков, которые своими руками восстановили его уже в мае 1943-го. Кроме того, здание уже прожило две жизни: до 2008 года здесь была водоочистная станция Центрального района. Сейчас оборудование станции законсервировано. А вот будет ли у здания третья жизнь?
Насколько могу судить, наш эксперимент уникален: мы приглашаем горожан не только приятно провести с нами время в ночь музеев или декаду паблик-арта, но и высказать свои желания – нужно ли это здание городу как публичное пространство, чем, какой жизнью оно должно быть наполнено? Важно, что этот диалог инициирован самими горожанами, а компания «Концессии водоснабжения», поддерживая взаимодействие с местными сообществами, предоставляет возможности для разговора о будущем одного из знаковых для города зданий.
У каждого, кто хоть раз здесь побывал, ощутил притягательность этого места, появляется свое представление о том, что и как здесь должно быть. Но было бы правильно, чтобы определяющим было мнение горожан, чтобы именно горожане высказались, что они хотят: музей, выставочную площадку или просто отреставрированный снаружи объект на набережной. В любом случае, место должно быть востребовано волгоградцами, поэтому как активная горожанка, как краевед я искренне благодарна «Концессиям водоснабжения» за это бережное отношение к городской истории и городской идентичности.
– Что интересного ждет посетителей на фестивале? Что нового могут узнать горожане о своем городе?
– По большей части, любящие размышлять горожане (а мы ждем на наши проекты именно таких) смогут узнать, прежде всего, о самих себе. Все наши проекты рождались из размышлений художников о родном городе, его специфике и идентичности. В рамках уже второй декады мы с художниками ищем ответ на вопрос: «Кто мы такие – волгоградцы? И почему мы такие?». В этой связи, наши проекты могут оказаться очень локальной историей, хотя, я уверен, что часть поднимаемых нами вопросов – это общероссийская проблематика.
Если Вы хотите услышать от меня ответы, на какие интригующие вопросы мы узнаем ответы в рамках Декады, то вот они:
Зачем стволы деревьев красят в белый цвет?
Чем актуальна палеолитическая стоянка неандертальцев в Сухой Мечётке?
Каким представляли себе Волгоград будущего в 1979 году?
Как «дьявольские врата» влияют на наше передвижение по городу?
Как продуктивно потратить время в маршрутке?
Какое современное искусство хотят волгоградцы?
И многие другие.
– Одна из главных целей фестиваля, как мы поняли, это в том числе притяжение и сплочение городских сообществ. А как путем подобных мероприятий, приемов актуального искусства этого можно добиться?
– Где-то с 1990-х гг. в актуальном искусстве появляются такие художественные практики как искусство соучастия и искусство сообществ (так называемое community-based art). В прошлом году мы уже работали с жителями отдельных дворов. В этом году мы также создадим проекты с несколькими сообществами. Среди самых неожиданных: сообщество гаражного кооператива № 17, еврейский общинный центр, люди, едущие в одной маршрутке, а также сообщество, занимающееся разведением фиалок. И тут я опять многозначительно умолкаю, чтобы сохранить интригу.
– За счет каких средств проводится фестиваль? Кто и как помогает проекту?
– Все проекты, реализуемые Агентством, проводятся не за государственный счет (это я отвечаю хейтерам, которые любят считать государственные деньги), а за счет привлеченного российского и зарубежного финансирования: к счастью – для поборников традиционной культуры с базовым представлением о том, что культура должна развлекать и состоять из хороводов и народных песен, и, к сожалению – для нас. Совсем недавно – в мае – мы стали свидетелями того, что Государственный центр современного искусства – единственное государственное учреждение, поддерживающее развитие современного искусства в России, было слито с РОСИЗО. Это трагедия в масштабах всей страны.
В этом году нашу инициативу опять поддержал Фонд им. Роберта Боша, с которым мы сотрудничаем уже пятый год. Предвидя распространенную нынче неадекватную реакцию, сразу скажу, что Фонд не только не контролирует процесс нашей работы, но даже и не знает, что конкретно мы планируем делать.
К сожалению, современное искусство пока не вызывает отклик у местных предпринимателей. Стоит признать, что эстетические вкусы волгоградцев довольно консервативны: в основном, их привлекают картины с пейзажами. Вероятно, это связано с тем, что местная публика не догадывается, что современное искусство может отвечать их запросам и говорить с ними на актуальные для них темы. Об этом, кстати, у нас будет отдельный проект под руководством Ксении Медведевой в торгово-развлекательном комплексе «Европа Сити Молл».
– В течение нескольких лет АКИ стремится создать имидж Волгограда как действующего центра современной культуры. Но даже не скептики, а сами горожане считают, что наш город – это все-таки пока город прошлого. Как же добиться реализации желаемых целей?
– Соглашусь с Вами – найти в этом городе финансирование для проектов, не связанных с военной или патриотической темой, – довольно проблематично. Даже проекты, предлагающие альтернативные формы осмысления этой темы, появляются крайне редко. Что делать? Начать с микроскопических попыток. Эти попытки тоже, конечно, забудутся. Сейчас волгоградцы ничего уже не помнят о легендарных фестивалях «Неопознанное движение», когда в наш город приезжал весь свет столичного авангарда. Об этом удивительном феномене – отсутствии культурной памяти и культурной преемственности – мы также поговорим во время декады в рамках одного из проектов.
– Не секрет, что городская среда Волгограда нуждается в благоустройстве, а местами так вообще визуально очень бедна. Как Вы считаете, влияет ли качество визуального восприятия города на успех проведения подобных мероприятий?
– На самом деле, это палка о двух концах. Почему мы никогда не работаем с граффити или скульптурой в городской среде? Потому что всегда найдутся недовольные, те, кому будет это не нравиться. Вспомним это многострадальное дерево на Аллее Героев.
Когда Сару Райсман – руководителя нью-йоркской паблик-арт программы «Процент на искусство» – спрашивают, где можно увидеть их работы, она отвечает, например, «в закрытой школе». Потому что паблик-арт работа должна создаваться для конкретного сообщества с пониманием его интересов и целей, а не просто «украшать» городскую среду. И «украшать» надо поставить в кавычки, потому что чаще всего вкусы волгоградцев и «украшателей» не пересекаются.
В Волгограде международные эксперты расскажут, какие должны быть городские парки
В Волжском обсудят современную архитектуру
В Волгограде заработает Центр компетенций по вопросам формирования городской среды
В Волгограде открыли лофт в царицынском здании XIX века